© 2017 АНО РАРККО

248000, г. Калуга, ул. Карпова 3а, оф.5 

Независимая оценка квалификаций

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

 

Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.

 

Методологическими и институциональными рамками независимой оценки квалификации выступают единство принципов, информационная интеграция и прозрачность, возможность проверки (верификации), учет отраслевой специфики и самостоятельность профессиональных сообществ и объединений работодателей.

 

Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

Независимая оценка квалификации – это:

 

-        Подтверждение соответствия квалификации соискателя профессиональному стандарту;

 

-        Свидетельство о квалификации общероссийского образца;

 

-        Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации, установленная законодательно;

 

-        Прямой контроль объединений работодателей за проведением профессиональных экзаменов;

 

-        Независимость оценки квалификаций от образовательных организаций, осуществляющих подготовку;

 

-        Широкое применение информационных технологий. 

 

 

 

Принципы независимой оценки:

 

- добровольность, доступность; открытость;

 

- компетентность оценки, подготовленные эксперты из реального сектора, единые процедуры, методики и оценочные средства;

 

- исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений;

 

- право соискателя на апелляцию, помощь в подготовке, конфиденциальность персональных данных;

 

- поддержка работодателей в оценке персонала. 

 

 

Бенефициары независимой оценки:

 

Независимая оценка квалификации в отношении соискателя обеспечивает:

 

1) Возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения

 

2) Продвижение в профессии

 

3) Повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ

 

4) Расширение возможности трудоустройства

 

5) Целевой характер затрат времени и средств на профессиональное образование и обучение.

 

Независимая оценка квалификации в отношении работодателя обеспечивает:

 

1) Возможность подтвердить репутацию компании, доказав наличие квалифицированного персонала

 

2) Получение конкурентного преимущества в международных и российских торгах

 

3) Существенная экономия на подборе и обучении работников

 

4) Повышение эффективности внутренних процедур управления персоналом, трудовых отношений с работниками.

 

 

 

Независимая оценка квалификации в отношении органов государственной власти обеспечивает:

 

1) Обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров

 

2) Формирование программ развития экономических кластеров с опорой на реальные данные о качестве трудовых ресурсов

 

3) Аргументированность распределения бюджетных средств и проведения закупок

 

4) Повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом

 

5) База для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда

 

 

 

Независимая оценка квалификации в отношении образовательных организаций обеспечивает:

 

1) Подтверждение качества подготовки кадров по своим программам

 

2) Высокая репутация организации перед учредителями и контрольными органами

 

3) Обеспечение профессионально – общественной аккредитации своих программ

 

4) Рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов 

 

Нормативные документы:

 

—     Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций»

 

—     Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

 

—     Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»»

 

—     Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676)

 

—     Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

 

—     Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

 

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 758н «Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

 

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

 

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 701н «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

 

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

 

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»

 

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления»

 

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

 

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

 

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 729н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации» 

 

Участники системы независимой оценки квалификации:

 

Регуляторы:

 

- Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

 

- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

 

- Национальное агентство развития квалификаций;

 

Исполнительные органы:

 

- Советы по профессиональным квалификациям;

 

- Центры оценки квалификаций;

 

Пользователи:

 

- Работодатели;

 

- Соискатели.

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям - консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

 

Совет по профессиональным квалификациям - орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности

 

Центр оценки квалификаций - юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ деятельность по проведению независимой оценки квалификациии и наделенное советом по профессиональным квалификациям полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

 

Соискатель - работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ

 

Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации:

 

-        информационный ресурс для комплексной поддержки всех участников системы независимой оценки квалификаций;

 

-        обеспечивает все процедуры оценки квалификаций;

 

-        содержит всю необходимую информацию о квалификациях, центрах оценки, фактически выданных и действующих свидетельствах о квалификации;

 

-        обеспечивает мониторинг и контроль за процессами оценки:

 

-        дает возможность проверить подлинность документов о квалификации работодателям, службам подбора персонала и др.